г. Челябинск, ул. Куйбышева, д. 65а

Программа развития учебных навыков «Люблю и умею учиться»
Возрастная группа: 7-17 лет
Время проведения: по мере набора группы

А ты готов к новому учебному году?

А ты готов к новому учебному году?

Тот, кто хорошо подготовился к сражению, наполовину победил.

Сервантес Мигель де Сааведра

Рецепт успеха: учитесь, пока остальные спят;
работайте, пока остальные болтаются без дела;
готовьтесь, пока остальные играют;
и мечтайте, пока остальные только желают»

Уильям Уард, британский политик и спортсмен

Первое сентября, как всегда, нагрянет неожиданно. И снова эти ненавистные домашние задания! Причем ненавистные они не только для детей, но и для родителей. Снова придется проверять, эти чертовы, задания, а ребенок опять будет врать, что ему ничего не задали. Поймаешь на вранье — скандал, крики, ругань. Не поймаешь (сделаешь вид, будто веришь) — принесет двойку, и опять скандал, крики, ругань. Иногда долгие беседы о том, что учиться необходимо, иначе станешь дворником. А твой сын (или твоя дочь) смотрит на тебя отсутствующим взглядом, отвечает заученными фразами, делает вид, что все понимает, даже обещает, что больше этого не повторится, что будет стараться… Но только все это продолжается и продолжается. И снова все по кругу! Кажется, это никогда не кончится!

Давайте сделаем так, чтобы этот КОШМАР закончился! Чтобы наши дети полюбили школу, полюбили учиться, и шли туда с радостью. Чтобы с радостью и желанием делали домашнее задание, а нам показывали с гордостью отлично выполненное задание, красиво написанное в тетради. Это в наших силах — помочь детям справиться со школьными трудностями!

Только начинать надо не тогда, когда завал, когда жареный петух в попу клюнул, и за четверть вышла двойка. А тогда, когда есть время, когда всё и все спокойны, и есть возможность во всем разобраться.

Любое сопротивление для чего-нибудь нужно. Если Ваш сын или Ваша дочь не хочет делать задание, говорит, что тяжело или не может, это говорит о том, что нам с Вами следует задуматься о причинах такого поведения. Конечно, может быть, любимое чадо просто ленится и не хочет выполнять задание. А возможно, что ему действительно трудно и даже невозможно справиться с заданием без посторонней помощи. Конечно лучше, чтобы причины устанавливали профессионалы-психологи, специально занимающиеся этими проблемами. Однако и Вы, родители, можете определить, есть у ребенка школьные трудности или нет.

Есть объективные трудности, которые легко определяются как учителями, так и родителями. А причины недостаточной успешности в обучении могут быть самые различные, и у каждого они свои:

Типичные трудности в обучении

  1. В письменных работах пропускает буквы.
  2. Допускает много орфографических ошибок.
  3. Невнимателен и рассеян.
  4. Испытывает трудности при решении математических задач.
  5. Испытывает затруднения при пересказывании текста.
  6. Неусидчив.
  7. Трудно понимает объяснения с первого раза.
  8. Постоянная грязь в тетради.
  9. Плохое знание таблицы умножения.
  10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.
  11. Постоянно забывает дома учебные предметы.
  12. Плохо списывает с доски.
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо.
14. В письменных работах пропускает буквы.
15. Плохо ориентируется в тетради.
16. Поднимает руку, а при ответе молчит.
17. Опаздывает на уроки.
18. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест.
19. Испытывает страх перед опросом учителя.
20. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует.
21. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время.
22. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями.
23. Долгое время не может найти свою парту.

Как правило, усилия родителей направлены на то, чтобы не было пробелов в знаниях. Однако эти пробелы часто являются следствием негативного отношения ученика к учению, низкого уровня развития познавательных процессов, несформированности тех или иных личностных качеств и других процессов, необходимых для успешного обучения.

Возможные психологические причины Что делать?
  • низкий уровень развития фонематического слуха,
1) Работать с логопедом, дефектологом или специальным психологом.
  • преобладающая мотивация учения — игровая,
  • несформированность отношения к себе как к школьнику,
  • возможные трудности в семье,
  • внутреннее стрессовое состояние,

2) Записать школьника на программу «Люблю и умею учиться».

Различные блоки программы направлены на устранение возможных психологических причин:

Тренинг «Развитие учебной мотивации».
  • несформированность приемов самоконтроля,
  • низкий уровень развития произвольности,
  • несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу),
  • несформированность умения планировать свои действия,
  • несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого,
  • несформированность умения принять учебную задачу
Тренинг «Навыки эффективной организации учения».
  • индивидуально-типологические особенности личности,
  • несформированность умения ориентироваться на систему признаков,
  • заниженная самооценка,
  • высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность,
Тренинг «Оценка и Уверенность»
  • слабая концентрация внимания,
  • низкий уровень объема и распределения внимания,
  • низкий уровень развития кратковременной памяти,
  • низкий уровень концентрации и устойчивости внимания,
  • низкий уровень развития общего интеллекта,
  • слабое понимание грамматических конструкций,
  • низкий уровень развития образного мышления.
Тренинг «Развитие внимания, памяти, мышления»

Конечно же, это далеко не все причины неуспеваемости школьника, но это основные и наиболее распространенные.

При подготовке ученика к школе необходимо обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне («Я хочу это сделать»), проявлять инициативу («Я хочу сделать это по-другому») и творчество («Мне хочется сделать это по-своему»).

Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых. В первую очередь родителей. Получить знания и научиться правильно развивать необходимые умения своего ребенка можно на наших семинарах и мастер-классах. А также можно записать школьника на программу «Люблю и умею учиться» или отправить в «Школу Шерлока Холмса», где в игровой и естественной для ребенка форме развиваются все эти умения.

На обучение в школе также отрицательно влияют некоторые индивидуальные особенности личности ребенка. Среди них можно выделить следующие: тревожность, демонстративность, уход от реальности. И здесь просто необходима помощь родителей и психолога.

Нужно ли родителям готовиться к обучению своего ребенка в школе? Конечно, да. Ведь успешность обучения сына (или дочери) в школе во многом зависит от семейной среды и настроя родителей.

«Если же кто-нибудь считает, что он может воспитывать детей так, как это было принято прежде, то он заблуждается, потому что новое время создало такие условия, которые влияют на развитие каждого человека, даже если бы мы очень хотели закрыть на это глаза». (Н. Пезешкиан)

Как родителям помочь школьнику в учебе? Необходимы не столько дополнительные занятия по предмету, сколько помощь в текущей учебной ситуации. Родительская помощь становится «развивающей» при активной, направляющей деятельности родителей. Этому мы учим родителей школьников на наших мастер-классах.

Готовыми к обучению в школе должны быть и ребенок, и его семья.

Кроме личностного, интеллектуального и эмоционально-волевых компонентов готовности к школе, должна быть развита общая психологическая готовность.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Такие школьники ведут себя в школе «по-детски», учатся очень неровно. Есть успехи при непосредственном интересе, при его отсутствии задания выполняются небрежно, наспех. Отсутствие ответственности негативно сказывается на результативности. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя таких детей мало, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут» и т. д. Причиной подобного отношения к школе являются ошибки в воспитании детей.

К чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?

Надо приучать школьника думать о результате. Ученик должен стремиться к хорошему результату, делать максимум, на что он способен. Надо ориентироваться на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба — это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней в школе.

Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ученика.

Начало учебного года — это всегда новый процесс адаптации к школе. За долгие летние каникулы школьники отвыкли от систематических занятий и выполнения домашнего задания. И как правило, успехи в первой четверти не радуют. Что делать? Как включить школьника в учебный процесс с 1-го сентября и избежать школьных трудностей? Начать готовиться к школьному обучению заранее.

Почему нужно думать об этом заранее? На столько заранее?

  • Во-первых, во время учебы этим некогда будет заниматься.
  • Во-вторых, во время учебы на это обычно не хватает времени.
  • В-третьих, о психологических и личностных трудностях ученика, как правило, забывают, а это является основой успешного обучения.
  • В-четвертых, активировать познавательную потребность и мотивацию к учению полезно заранее, так школьник с большим энтузиазмом включится в учебный процесс.
  • В-пятых, дадите возможность ученику облегчить вхождение в учебный процесс в начале учебного года.
  • В-шестых, вы даете себе возможность освободить уйму времени в течение всего учебного года, того времени, которое обычно уходило на выполнение домашнего задания с ребенком.
  • В-седьмых, решение школьных трудностей в спокойной обстановке — это возможность выстроить с ребенком благоприятные взаимоотношения без криков и сандалов. Это шанс повысить его учебную мотивацию. А также шанс оказать неоценимую поддержку своему ребенку, укрепить его веру в Вас и Вашу к нему любовь.

Пока другие отдыхают, самые продвинутые занимаются созданием успешного будущего!

Автор: Каменщикова Ольга Николаевна